Сhair of Accounting & Audit.UIB



Главная Мой профиль Выход

l
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи участников Конференции [1]
.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 61
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » III Научная конференция "Молодежь в науке" » Статьи участников Конференции

Формирование Национальной Идеи Казахстана


"Тот, кто идет, не зная куда, вероятно придет не туда”.

 Питер Лоренс.

 

С крахом социалистической системы и идеологии на территории бывшего СССР стали происходить коллосальные изменения. Они охватили все сферы – будь то экономика,  политика или культура. Новые суверенные государства вставали на путь демократии и строили по кирпичикам свою государственность. Но новый путь требовал и новой идеологии, способной сплотить вокруг себя народ. Новая идеология должна стать вектором, по которому и будет происходить все дальнейшее развитие.

   "Начиная с момента обретения независимости, и до сегодняшнего дня в Казахстане идет строительство государственной системы, ядром которой стал институт президентства. Такая форма государственного устройства приобрела необычайную популярность на территории постсоветского пространства. Особенно сильная власть президента утвердилась в республиках Центральной Азии. Советское наследие с ярко выраженной персонификацией власти и многовековые традиции центральноазиатской политической культуры предопределили структуру власти в этих новых независимых государствах”[1].    Президент как символ верховной власти выступал как гарант единства народа. Важнейшим этапом в создании и становлении государственности  является национальная идея, которая выступает интегратором народа. Президентом РК Н.А.Назарбаевым на первых этапах становления государственности  национальная безопасность и суверенитет были провозглашены как приоритетные задачи для нового суверенного Казахстана.  После этого в 1997 году появилась стратегия "Казахстан 2030”, призванная сделать Казахстан "процветающим” и войти в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.  14 февраля 2008 была провозглашена программа "Путь в Европу”, рассчитанной на период с 2009 по 2011 год. Цель Программы
Выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами.
Так вот, как мы видим, в разные периоды времени развития появлялись все новые векторы, призванные направлять политику государства и энергию общества. Но нужна ли вообще национальная идея Казахстану? Да, безусловно. Дело в том что, что вектор или направленность политики выступает как локомотив, опираясь на объективные требования времени. Вектор способен модернизироваться и одновременно существовать с другими векторами. Многовекторная политика нашего государства тому подтверждение. Если говорить о национальной идеи то она, прежде всего, характеризуется социально-психологической политикой государства, которая направлена  на создание стабильного, патриотического общества. Национальной идее суждено сплотить вокруг себя общество в достижении единой цели. Данная модель актуализируется в переходных или кризисных периодах для государства, когда сформулированная национальная идея выступает целью для преодоления упадка или хаоса. Можно привести пример революции 1917 года (идея мировой революции пролетариев, строительство мирового коммунизма) или развал СССР 1991 (идея создания независимых, суверенных государств).    В мирное же время национальная идея переходит в пассивное состояние, это, прежде всего, характеризуются расплывчатостью понятий (сделать Казахстан "процветающей” страной) и необходимостью четко спланированной политики. Можно разделить потребность политики государства, опираясь на глобальные мировые процессы по простой схеме:


Так вот как мы видим потребность в национальной идее в целом зависит от объективных тенденций времени. Но это совершенно не значит, что в мирное время национальная идея перестает выполнять позитивную роль в обществе. Наоборот, четко сформулированная и предельно простая национальная идея служит  высшей целью политики государства.

Национальная идея в Казахстане. Сегодня очень трудно говорить о четко сформулированной национальной идее в Казахстане. В этом видятся следящие причины:

- колоритность страны (национальная, конфессиональная, классовая)

- многовекторность политики

- информационный хаос

Наше Великое Многонациональное Государство

 Так уж исторически сложилось, что территория Средней Азии на протяжении многих веков была перекрестком разных цивилизаций. Люди, народы, государства всплывали и тонули во временной реке, а вместе с ними и их идеалы и ценности. Прорезанная "Шелковым Путем” Средняя Азия вобрала в себя и тонкость Востока, и новаторство Запада. Этот исторический плацдарм выполнял роль "Вечного моста” народов Евразии. Поэтому наша страна это не только среднеазиатская территория, это многовековой культурный пласт. Культура проходила трансформацию, впитывала, отдавала и совмещала знания и ценности народов и поколений. От Андроновской культуры до "Великого переселения народов”, от правления "Золотой Орды”  до сближения с Россией - все эти исторические этапы стали нашей частью, нашей генетической памятью. И хотя тенденция глобализации еще более расширяет наши культурные ценности, есть грань между исторически пережитыми и информационно нажитыми ценностями. Эта грань заключается в том, что исторические ценности уже прижились и укоренились в сознательном стереотипе у казахстанцев, а нажитые несут с собой совершенно иной исторический менталитет и могут не прижиться. Именно поэтому при выборе Национальной Идеи нужно обращать свой взор не в сторону (то есть за границу), а назад в историю к многовековой  многонациональной культуре наших земель. Идея об историческом взаимодействии и взаимовлиянии народов, каждый из которых мог назвать современную территорию Казахстана своей Родиной переходит в формулировку многонационального единства, скрепленного общей территорией, общим бытом и в конце концов идентичностью интересов. Идея Президента Назарбаева о Евразийстве очень актуальны. Таким образом, многонациональное единство  всех этносов которые так или иначе были связанны с нашей землей и историей переходит в конкретную первую формулировку: " Единство (Идентичность) Народов Казахстана”.

    Если говорить о религиозной разделенности, вопросе о разных идеологий и видении мира, то заслуга власти, а именно Президента Н.А. Назарбаева в законе "о свободе совести” является конструктивным шагом государства. В исповедование любой   религии не несущей угрозы Национальной безопасности и стабильности страны, в достижении антропоцентрической цели блага для человека можно извлечь вторую Национальную Идею близкую к первой – Единство Духа Народов Казахстана.  

 Классовая расслоенность вполне естественная для капиталистической страны тенденция. Простое правило: "каждый получает то, что заслуживает” имеет место быть, хотя и звучит немного обобщенно. Другой вопрос стоит о недоверии народа государственным институтам. Тенденция негативного отношения народа  к бюрократическому аппарату как никогда актуальна. Во первых, это огромное влияние СМИ, которое мы рассматриваем ниже. Во вторых, коррумпированность власти, откуда следует низкий уровень патриотизма народа.  Вопрос о коррупции стоит давно и существует множество вариантов его решения, но все же будет целесообразно применять жесткие меры, способные стать примером для других недобросовестных чиновников. А вопрос о патриотизме следует решать комплексно, "вживляя” любовь к Родине от самого детского сада, до повседневного потока СМИ и создать целую систему. Конечно это весьма трудоемко, но вопрос об имидже целого государства нужно решать конструктивно. Основная цель патриотизма по – казахстански - сделать страну по истине своей  то есть любимой. Отсюда вытекает третья формулировка идеи- Единство Духа Народов Нашего Казахстана.

Многовекторная политика

 Как и было сказано в начале, в мирное время и стабильное функционирование государственных институтов, актуализируется векторная политика, нацеленная на конкретные направления модернизации и улучшения жизни государства. В  общем- то вектор не является Национальной Идеей, а несет комплексные цели - развитие государственных институтов, выражение национальных интересов и развитие экономики. Стоит отметить, что вектор кончается там, где достигается или не достигается поставленная цель.


Многовекторность не выступает интегратором народа, так как, плюрализм направлений политики создает у населения впечатление расплывчатости  власти во всех направлениях, поэтому у населения нет четкого представления о Национальной Идеи. В доказательство этой теории хочется предложить пример: нами в социальных сетях компании Mail.ru за очень короткое время был проведен опрос. Респондентам 100 человек в возрасте от 16 до 23 лет был задан единственный вопрос - "Как звучит Национальная Идея Казахстана?”

Были получены следующие результаты:   

71 человек затруднились с ответом;

18 человек сказали, что Национальной Идеи не существует;

6 человек сделать Казахстан развитым государством;

5 человек отметили национальное единство.

 Вывод: доминирующая часть опрошенных затруднились с ответом или высказали, что нет четко сформулированной национальной идеи.

   Возвращаясь к теории о векторах мы пришли к выводу, что на данном этапе развития Казахстана многовекторная политика выполняет основную функцию модернизации и развития страны. Отсюда мы вывели идейную формулировку векторов - это новаторство (инновационность). Новаторство как четвертое идейное течение призвано совершенствовать государство в целом, используя последние мировые идеи и технологии. Получилась следующая вербальная формулировка: Единство и Новаторство Духа Народов Нашего Казахстана. Почему именно "новаторство” а не  чаще используемый в СМИ термин инновация? Дело в том что термин "инновация” имеет ярко выраженное иностранное происхождение, хотя по смысловому значению очень близок "новаторству”(кстати тоже с латинскими корнями) . Но суть в том, что термин "новаторство” уже укоренилось в историческом стереотипе у граждан Казахстана, так как активно применялось в советское время и не вызовет искажение в понимании.

Информационный хаос

 Глобализация и глобальное информационное поле предусматривает свободную циркуляцию информации в любом количестве (и, в общем, то качестве) в кратчайшие временные отрезки. Современная массовая культура передается и интерпретируется СМИ, то есть СМИ, фактически формируют общественное мировоззрение и влияют на его психологическое состояние.

Геополитические противники, прежде всего, стремятся захватить информационное поле оппонентов для дальнейшего использования его в своих целях. Информационные войны в современной интерпретации это сложный процесс, призванный поэтапно контролировать или дезорганизовать информационное поле противника. Базисная цель такой войны - вызвать напряженную социальную обстановку и ослабить государственные институты сделав их неэффективными. Негативизм, как одна из составляющих частей дезинформационной атаки призван довести общественные институты, до состояния социального взрыва, что представляет огромную опасность стабильности государства. Особую роль в разложении и дестабилизации общественных отношений играют экстремистские и радикально оппозиционные СМИ. На данный момент тенденция негативизма в СМИ очень велика. Во – первых,  это обуславливается популярностью (продаваемостью)  такой информации, во – вторых, невозможностью государство полностью контролировать СМИ и прайм-тайм  коммерческих телеканалов, в - третьих переход СМИ на развлекательную функцию. Отсюда вытекают следующие последствия: негативное отношение к государству, политическая дезориентация народа, деградация ценностей и доступ к массовой культуре геополитических противников.

   В отношении СМИ мы пришели к простому выводу: если государство не будет контролировать свои СМИ, то их будут контролировать другие.

   Казахстан и массовая культура. На данном этапе, в принципе можно сказать, что Казахстан успешно противодействует проникновению экстремистских и террористических СМИ. Но достаточно остро стоит вопрос о качестве отечественных СМИ и их влиянию на Национальную Идею Казахстана. Как и было сказано, что негативизм обуславливается тем, что плохие новости хорошо продаются, а в построении сильного государства объединенного Национальной Идеей нужен положительный имидж страны в глазах народа. К выработке патриотизма нужно приступать, комплексно начиная с первых шагов:

- чтобы узнать нынешнее психологическое состояние и политические настроение народа нужен массированный соцопрос в двух формах –  открытом (публикуемом)  и закрытом (когда результат известен только заказчику). Закрытый соцопрос нужно посветить негативным сторонам госинститутов чтобы знать над чем нужно работать;

- контроль и избираемость СМИ. 1)Запрет на низкосортные или крайне негативные импортируемые теле-радиопередачи ("Дом-2, "Окна”, "Без комплексов” и т.д.). 2) Разделить газеты и интернет, то есть запретить ссылку газетных статей на информацию из интернета (кроме официальных государственных сайтов, наиболее авторитетных аналитических организаций, доверительных международных новостных центров)*. 3) Журналисты должны любить Казахстан!

- Не экономить на средствах по пропаганде государственных ценностей, народных достояний и другой патриотической информации в СМИ, интернете, билбордах и образовательных программах.

Информационный хаос: если государство не будет контролировать свое информационное поле, то его будут контролировать другие.

* Интернет, как и СМИ – источник информации, огромный потенциал которой не удержать барьером, фильтрующим вредную информацию. Интернет обладает столь же внушительным влиянием на психику общества, как и СМИ. Но в отличии от СМИ интернет не несет ответственность за достоверность или качество информации так как авторство информации может быть анонимно или под псевдо именем. Во - вторых, эта тонкая линия отличающая интернет от СМИ может быть стерта недобросовестными авторами, которые гоняются за псевдо сенсациями или будоражащими заголовками. Как это происходит? Дело в том, что телевидение, газеты и радио имеют право ссылаться на интернет о предоставленной информации.  И широкому зрителю может попасть заведомо ложная, а иногда и дестабилизирующая информация, которая может вызвать широкий резонанс или же раскол в обществе. Стоит сделать вывод, что как источник информации интернет имеет стационарный тип (то есть любая информация храниться в нем независимо от содержания и цели), так что будет целесообразно провести юридически оформленный барьер между СМИ и интернетом, то есть запрет (или как минимум жесткий контроль) ссылки СМИ, а именно газет радио и телевидения на политическую или касающейся национальной безопасности информацию из интернета. Не считаю, что эти меры противоречат принципу демократии и свободы слова, ведь интересующую информацию по-прежнему можно без препятствия получить из интернета, а политическая информация будет выдаваться только компетентным государственным органом.

 

В заключении хотелось бы отметить, что мы не в коей мере не навязываем вербальную формулировку Национальной Идеи Казахстана, но глубоко убеждены, что для формулировки Национальной Идеи нужно опираться на Единство и Новаторство Духа Народов Нашего Казахстана, потому что этому способствует история и современная направленность политики. Национальная Идея это глубокий смысл, но простое звучание. Национальную Идею невозможно придумать, она появляется сама при объективном участии Времени. Государственные ценности и интересы, озвученные первым Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым нужно защищать и пропагандировать. А наше информационное поле должно стать патриотическим и действительно "нашим” без участия заграничных интервентов.

 

 

[1]. Е. Борисова  "Институт президентства в Казахстане". Анализ механизма власти www.centralasia.kz


Источник: http://III Научная конференция "Молодежь в Науке".
Категория: Статьи участников Конференции | Добавил: Kanat (17.05.2010) | Автор: Утебаев Марат
Просмотров: 2594 | Комментарии: 1 | Теги: казахстан, Национальная Идея | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz